Рубрики

Введение в бизнес-план

Что такое бизнес-план?

  • Образ организации как успешного, конкурентоспособного предприятия
  • Активная поддержка новых предложений
  • Решительность в реализации намеченного
  • Следующий шаг после разработки стратегического плана

Роль и назначение бизнес-плана

Бизнес-план – это форма представления проекта в виде компактного документа, содержащего основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабах проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, ресурсах, конкретную программу действий по его осуществлению, возможные экономические и финансовые результаты.
Это детальное изложение целей, условий, путей и эффективности осуществления проекта.

Основное назначение и задача бизнес-плана: дать целостную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации проекта

  • Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно рассматривать как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля
  • Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления
  • Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство для получения необходимых инвестиций, таким образом он служит мощным инструментом финансирования бизнеса
  • Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени
  • Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным
  • Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнес.
  • Он демонстрирует готовность идти на риск

Бизнес-планирование – творческий процесс, требующий профессионализма и искусства

В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнерами:

  • инвесторами;
  • поставщиками сырья, материалов, оборудования;
  • посредниками в реализации продукции предприятия;
  • предприятиями и организациями, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной деятельностью;
  • возможными спонсорами предприятия и др.

Что должен показать бизнес-план инвестору

Что должен показать бизнес-план инвестору

Классификация бизнес-планов

По целевой аудитории:
Классификация бизнес-планов По целевой аудитории

По объектам бизнеса:
Классификация бизнес-планов По объектам бизнеса

По назначению:
Классификация бизнес-планов По назначению

С чего начать?

Рабочая группа

  • Кто должен принять участие?
  • Что предпочтительнее – разнообразие подходов или единство взглядов?

Бизнес-план: с чего начать?

Подходы к разработке бизнес-плана

Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана.

  • Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план.
  • При втором подходе инициаторы бизнес-план сами не разрабатывают, а являются заказчиками. Разработчиками являются фирмы, авторские коллективы, эксперты и консультанты.

Порядок работы над бизнес-планом

Работа над бизнес-планом проводится в несколько этапов:

  • Определение целей разработки бизнес-плана
  • Определение целевой аудитории бизнес-плана
  • Определение структуры бизнес-плана
  • Сбор и систематизация информации для подготовки всех разделов бизнес-плана
  • Оформление бизнес-плана

При разработке бизнес-плана необходимо учесть интересы всех заинтересованных сторон:

  • заказчика и разработчика бизнес-плана
  • потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров
  • органов власти
  • персонала и клиентов

Основные компоненты бизнес-плана

  • Краткое изложение
  • Описание компании
  • Продукция и услуги
  • Положение дел на рынке
  • Стратегия продаж
  • Финансовая информация
  • Расписание и параметры
  • Сопутствующая документация

Состав, структура и объем бизнес-плана

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести:

  • специфику вида деятельности;
  • размеры предприятия;
  • цель составления бизнес-плана;
  • общую стратегию предприятия;
  • размер предполагаемого рынка и наличие конкурентов;
  • требования потенциального инвестора и др.

На один проект на предприятии может быть разработано несколько бизнес-планов.
Например:

  • один внутренний – рабочий бизнес-план для самого предприятия,
  • второй – внешний для потенциальных коммерческих инвесторов,
  • третий – внешний для получения поддержки администрации города и т.д.

Причем каждый из них будет разным по структуре, объему, полноте раскрытия тех или иных вопросов, несмотря на то, что все они будут раскрывать суть одного и того же проекта.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана.
Отсутствие единого стандарта разработки бизнес-планов объясняется и различными видами бизнеса, и различными целями, с которыми создаются бизнес-планы.
Тем не менее можно выделить разделы, которые обычно присущи бизнес-плану.

Типовые разделы бизнес-плана

  • титульный лист
  • резюме
  • описание компании
  • продукция и услуги
  • анализ отрасли и рынка
  • план маркетинга
  • производственный план
  • организационный план
  • анализ рисков
  • финансовый план
  • приложения к бизнес-плану

Последовательность разработки бизнес-плана

Последовательность разработки бизнес-плана

Содержание разделов бизнес-плана

Титульный лист

Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указываются:

  • название фирмы;
  • ее местоположение;
  • название бизнес-плана;
  • дата его составления.

На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности.

Содержание

После титульного листа может быть приведено содержание бизнес-плана, в котором дается перечень того, что будет включено в бизнес-план, позволяющий быстро найти необходимую информацию. Содержание должно быть четко оцифровано.

Резюме

Резюме (концепция бизнеса) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.
Его задача – привлечь внимание и захватить воображение тех, кто знакомится с содержанием проекта, вызвать у них желание познакомиться с проектом более детально.

Сведения, включаемые в резюме, должны передавать все особенности проекта, включая:

  • цели проекта;
  • специфику продукции и услуг;
  • рынки сбыта и конкуренцию;
  • организацию и управление проектом;
  • финансовую информацию о проекте;
  • потенциальные выгоды для возможных участников проекта.

Описание компании

В этом разделе следует дать общее описание фирмы. Ключевые элементы раздела:

  • основные сведения о предприятии;
  • краткая история предприятия;
  • тип бизнеса, основные виды деятельности;
  • местоположение предприятия;
  • факторы, влияющие на деятельность предприятия;
  • цели и стратегии бизнеса.

Продукция и услуги

В этом разделе представляется описание продукции (услуг) предприятия, производится их комплексная оценка.
Выбор продукта должен осуществляться с точки зрения тех потребительских качеств, которые он удовлетворяет (цепочка «желание – удовлетворение»).
Основной вопрос: в чем уникальность именно вашего продукта/услуги, почему именно у Вас будут его приобретать.

С этой целью приводятся следующие сведения:

  • потребности, удовлетворяемые товаром;
  • показатели качества;
  • экономические показатели;
  • внешнее оформление;
  • сравнение с другими аналогичными товарами;
  • патентная защищенность;
  • показатели экспорта и его возможности;
  • основные направления совершенствования продукции;
  • возможные ключевые факторы успеха.

Анализ отрасли и рынка

Данный раздел – один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, который должен ответить на вопросы: кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию предприятия.
При изложении материала следует особенно проявлять реализм, не преувеличивая своих возможностей и не преуменьшая возможностей конкурентов, с тем, чтобы не подорвать доверие к предприятию и его руководству.

В бизнес-плане должны найти отражение следующие вопросы:

  • характеристика отрасли;
  • тенденции и перспективы развития отрасли;
  • роль предприятия внутри отрасли;
  • определение типа рынка, на котором предприятие предполагает работать;
  • определение рыночной структуры (проведение сегментирования рынка);
  • оценка конъюнктуры рынка (оценка численности покупателей на каждом выделенном сегменте, определение емкости рынка и степени удовлетворения спроса);
  • отбор целевых сегментов;
  • позиционирование на рынке (действия по выведению товара на рынок и обеспечению ему конкурентоспособного положения в сегменте);
  • прогноз объемов продаж (в натуральном и денежном выражении);
  • анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов;
  • оценка конкурентоспособности продукции и услуг;
  • конкурентное преимущество предприятия.

План маркетинга

В данном разделе целесообразно изложить основные моменты планируемой маркетинговой деятельности фирмы, исходя из целей бизнес-плана.

Структура раздела может быть следующей:

  • стратегия маркетинга;
  • товарная политика;
  • ценовая политика;
  • сбытовая политика;
  • коммуникативная политика;
  • бюджет маркетинга.

Производственный план

Этот раздел готовится только той фирмой, которая собирается заниматься производством.
Раздел должен показать, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.
А также возможности дальнейшего расширения, модернизации, гибкость и мобильность производства и производственного процесса.

Структура раздела может иметь следующий вид:

  • расположение предприятия;
  • потребность в долгосрочных активах (капвложения);
  • производственные мощности и их развитие;
  • потребность в оборотных средствах;
  • технология производства;
  • производственный процесс и операции;
  • организация труда;
  • контроль качества и охрана окружающей среды;
  • прогноз затрат.

Организационный план

Данный раздел бизнес-плана должен быть посвящен системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может иметь следующий вид:

  • правовое обеспечение деятельности;
  • организационная структура;
  • ключевой управленческий персонал;
  • кадровая политика фирмы;
  • календарный план.

Анализ рисков

Задача раздела – выявление основных рисков в реализации проекта, анализ их источников и причин возникновения, оценка возможного ущерба и принятие мер по снижению рисков.
Данный раздел содержит следующие составные части:

  • анализ рисков, оценка риска проекта;
  • потери от риска, тип области риска проекта;
  • организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;
  • программа страхования рисков.

Финансовый план

В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей, а также содержит план получения инвестиций и определение эффективности предполагаемого проекта.

Раздел объединяет три направления:

  1. Финансово-экономические результаты деятельности предприятия
  2. Планирование основных финансовых показателей
  3. Финансовая стратегия предприятия

Финансово-экономические результаты деятельности предприятия:

  • финансовая отчетность предприятия;
  • анализ финансово-экономического состояния предприятия.

Планирование основных финансовых показателей:

  • прогноз баланса активов и пассивов предприятия;
  • прогноз прибылей и убытков;
  • прогноз движения денежных средств;
  • финансовая оценка проекта;
  • прогноз запаса финансовой прочности.

Финансовая стратегия предприятия:

  • потребности в инвестициях и источники их финансирования;
  • оценка эффективности проекта в целом;
  • оценка эффективности участия в проекте;
  • анализ чувствительности проекта.

Приложения к бизнес-плану

Приложение обычно содержит материалы, которые не обязательно должны быть приведены в основном тексте. Ссылки на какие-либо документы, используемые в приложении, должны быть сделаны в самом бизнес-плане.
В приложениях к бизнес-плану приводится разнообразная документация, подтверждающая достоверность сведений, на основе которых разрабатывался бизнес-план.